ПДД: краевая газета «Звезда» подводит итоги автомобильного года в Прикамье — Звезда

ПДД: краевая газета «Звезда» подводит итоги автомобильного года в Прикамье

3 марта 2023 , 11:51

Журналисты «Звезды» проанализировали статистику ГИБДД по Пермскому краю за последние четыре года.

Главные тенденции четырехлетки: уменьшается количество аварий, меньше людей погибает и травмируется в ДТП. Одновременно растет количество и суммы штрафов при уменьшении общего количества самих нарушителей. Больше 70 процентов нарушений фиксируют камеры. Отметим, в прошлом году в крае практически остановилась автомобилизация, количество получивших права в 2022 уменьшилось сразу на 20 процентов.

Камеры и деньги

Последние четыре года наблюдается снижение количества нарушителей ПДД при сохранении/росте количества штрафных постановлений и сумме штрафов.

В 2019 году в Пермском крае выявили 704 тысячи нарушителей ПДД. На них выписали 1,1 млн штрафов на сумму 1,1 млрд рублей. К 2022 году количество нарушителей сократилось до 441 тысячи человек. При этом на них выписали 1,4 млн штрафов на сумму 1,11 млрд рублей.

Из тенденции несколько выпал 2020 год. Тогда на 570 тысяч нарушителей выписали аж 1,8 млн штрафов на сумму 1,55 млрд рублей. Получился не очень радостный, но все-таки рекорд. Подобный всплеск объясняется ковидом. Эпидемия, локдауны, ограничения на транспорте, плюс нежелание людей ездить в больших коллективах спровоцировали резкий рост использования автомобилей. Отсюда и больше нарушений.

Постоянно растет доля постановлений о нарушениях, которые фиксируются камерами. В 2019 году через автоматические комплексы фиксировали 67 процентов всех нарушений. К концу 2022 года проценты вырос до 77. Количество нарушителей сокращается год от года (445 тысячи – 2019 год, 283 тысячи – 2022 год). А вот число штрафных квитанций растет: от 740 тысяч штук в 2019 году до 1 млн 80 тысячи штук в 2022 году. Общая сумма штрафов с видеокамер колеблется в районе 700 миллионов рублей в год. В целом получается, что нарушителей становится меньше, зато на каждого оставшегося приходится больше нарушений и штрафов.

Отметим, что в целом по России 2022 год стал рекордным по числу штрафов, наложенных ГИБДД на нарушителей правил дорожного движения (ПДД). Впервые это число превысило 200 млн, причем более трети из них приходится на Москву и Подмосковье. За нарушения ПДД в течение года было вынесено 201 млн штрафов (плюс 12 процентов к 2021 году) на сумму 136,8 млрд рублей (плюс 6,7 процента).

В Санкт-Петербурге вынесено 9,6 млн. штрафов (на 4,4 млрд рублей), в Краснодарском крае – 7,7 млн (на 4,9 млрд рублей), в Татарстане – 7 млн (на 4,8 млрд рублей), в Свердловской области – 5,6 млн (на 2,9 млрд рублей), в Башкирии – 5,6 млн (на 2,4 млрд рублей), в Самарской области – 4,2 млн (на 2,3 млрд рублей).

Аварий все меньше

Самый позитивный итог дорожной ситуации в Пермском крае – последовательное постоянное уменьшение количества аварий и пострадавших в них.

С 2019 по 2022 годы в крае ДТП стало меньше на 38 процентов. Впрочем, проценты в этом случае говорят меньше чем абсолютные цифры. Число аварий уменьшилось с 2995 (в 2019-м) до 1895 (в 2022-м).

Еще ценнее, что в такой же пропорции уменьшается количество погибших и пострадавших в ДТП: 2019 – 285 погибших, 3981 раненых, 2022 – 228 погибших, 2384 раненых.

Безусловно, этому способствовал большой комплекс причин и мероприятий в разных сферах. Тут и работа ГИБДД, в том числе профилактическая, последовательная правоприменительная практика и жесткая политика по отношению к нарушителям. Свою роль сыграло улучшение качества и безопасности дорог в регионе. Повлияло постепенное обновление автопарка – новые поколения автомобилей существенно отличаются с точки зрения систем безопасности и предотвращения опасных маневров на дороге.

Увы, но роль последнего фактора может снизиться в ближайшие годы.

Стоп-линия перед автомобилизацией

2022 год фактически остановил автомобилизацию Прикамья, надеемся всего на год. По данным ГИБДД, общее количество транспорта в Прикамье росло на 10–15 тысяч единиц в год. В 2019 году в регионе значилось 1,28 млн единиц транспортных средств (считаются все: тракторы, автобусы, полуприцепы, спецтехника и т.п.). К концу 2021 года число достигло 1,305 млн. По итогам 2022 года – крошечное, на 2 тысячи штук, но снижение (1,305 млн).

Отметим, эта тенденция пока не сказывается на легковых машинах. Темпы автомобилизации в этом сегменте замедлились еще до ковида. И начиная с 2019 года легковых машин в Прикамье становится больше на 6 тысячи ежегодно: с 910 до 928 тысяч штук.

В целом по России по итогам 2022 года в органах ГИБДД зарегистрировали 60,45 млн механических транспортных средств. Это всего на 312 тысяч (или 0,5 процента) больше, чем насчитывалось в 2021 году. В 2019–2021 годах, отметим, автопарк уверенно рос на 1,4–1,9 процента ежегодно.

Убыль легкового парка, пусть минимальную, впервые в истории увидели в Москве (при общем объеме в 4,1 млн зарегистрированных машин, их число уменьшилось на 16 тысяч). В Подмосковье и Санкт-Петербурге легковушек стало меньше на 11 тысяч, в Саратовской области – на 7,9 тысячи, в Краснодарском крае – на 7,3 тысячи, в Псковской области – на 5 тысяч. В Калининградской области легковой автопарк, напротив, увеличился на 9 тысяч машин, в Тюменской области – на 5,3 тысячи, в Татарстане – на 2 тысячи.

Отметим и еще одну тревожную тенденцию. В Пермском крае с каждым годом все меньше людей получают водительские права. Спад сначала был небольшим: с 15,7 тысячи в 2019 до 14 тысячи в 2020 году. Но в 2022 году права получили 11 тысяч человек и это на 20 процентов меньше, чем годом ранее.

Александр Давыдов



Новости Mediametrics: