СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
30.05.2024
16+
Архив

Дорога к диалогу идёт через окраины: в Перми электросамокаты эвакуируют на штрафстоянки

Дорога к диалогу идёт через окраины: в Перми электросамокаты эвакуируют на штрафстоянки

С апреля в Перми вступили в силу новые правила благоустройства. Теперь в городском центре нельзя парковать средства индивидуальной мобильности (СИМ) – в основном, это электросамокаты. Только за первые несколько дней действия новых правил с улиц Перми вывезено к месту временного хранения более 500 электросамокатов. Владельцам придется раскошелиться, чтобы получить их обратно. Суровое новшество власти воспринято горожанами, в основном, благосклонно.

Готовьте деньги

По сообщению администрации Перми, только за три первых дня апреля с улиц города на специальное место хранения вывезли 532 электросамоката. Они были размещены с нарушениями правил благоустройства – на пешеходных тротуарах и других местах общего пользования. Все эти средства передвижения были перемещены к месту временного хранения.

Такое место организовано далеко от центра краевой столицы, на улице Волочаевской, 32, в Орджоникидзевском райо­не. Возвращаться владельцу самокаты будут при предъявлении документов, подтверждающих право на его владение, а также после оплаты эвакуации в сумме 1,5 тысячи рублей и хранения – 100 руб­лей в сутки. Предприимчивые пермяки в соцсетях уже предлагают свои услуги в этом новом и очень прибыльном виде бизнеса. Они подсчитали, что в один грузовик входит 20-30 электросамокатов, и за один рейс можно заработать более 30 тысяч рублей.

«Очень маржинальный бизнес по эвакуации выходит. Подскажите, к кому обращаться? За ночь весь город вывезу, утром самокаты будут на штрафстоянке стоять», – предлагает в комментариях к новости в одном из городских пабликов пользователь по имени Александр.

За и против

В соцсетях по поводу новых правил развернулась бурная дискуссия, мнения в которой подчас – диаметрально противоположные. Условно спорящих можно разделить на две неравные группы: более многочисленную «партию охранителей» и менее многочисленную «партию прогрессоров».

Сторонники запрета не скрывают радости: «Давно пора», «Если вышел официальный запрет на эти самокаты в Перми, а они по всему городу стоят, то получайте что заслужили», «Лучше на свалку сразу», «Спасибо огромное администрации. Невозможно гулять просто по центру было от слова совсем. В центре эти летающие железки не нужны точно», «Если администрация сделает полный запрет на самокаты, даже личные, я буду ну очень ЗА».

Вторая группа апеллирует: «Автомобили людям тоже когда-то не нравились, опасно ведь, а правил и порядка на дорогах тогда не было. Сейчас примерно так же с самокатами. Проще ведь запретить, чем работать над проблемой», «Посмотрите статистику ДТП с участием авто за последний год. По такой логике личное авто тоже нужно запретить».

Говоря же об эвакуации электросамокатов, стоит отметить, что городские влас­ти и в самом деле опирались на мнение горожан, принимая это решение. Во время его обсуждения на заседании Пермской гордумы замглавы администрации Дмитрий Галиханов отметил, что, по данным опроса, 75 процентов жителей Прикамья выступили за ограничения движения электросамокатов по дорогам и тротуарам.

Сеть велопарковок

Когда в марте депутаты Пермской городской думы приняли изменения в городские правила благоустройства, было установлено, что электросамокаты должны размещаться только на велосипедных парковках. В цент­ральном планировочном райо­не города такие парковки не предусматриваются вообще. Но они в Перми есть, подавляющее большинство – бесплатные, их можно найти на электронных картах города. Определены и точные границы городского центра, где парковаться нельзя. Но есть нюансы.

Почти все общественные велопарковки рассчитаны на три-пять мест, крайне редко – десять и более. Скоро начнется лето. Если все пользователи СИМ станут законопослушны, можно прогнозировать жесткую конкуренцию, которая возникнет у велосипедистов и самокатчиков за парковочные места. Второй момент. По данным сервиса проката электросамокатов «Юрент», порядка 80 процентов поездок начинаются и завершаются в центральной части города. Трудно представить, что, к примеру, желая проехать от ЦУМа до Комсомольской площади, человек сначала по­едет куда-нибудь в Балатово за самокатом, проедет по Компросу и снова уедет в Балатово парковать электросамокат.

По статистике сервиса, в 2023 году только на самокатах, предоставленных в прокат работающими в Перми компаниями, более 250 тысяч пользователей совершили около 3,7 млн поездок. В 89 процентов случаев самокаты используются не для прогулок, а в качестве транспорта, чтобы добраться, например, от автобусной или трамвайной остановки до работы, из офиса домой. Поэтому сервис выступил с предложением к руководству мэрии, отметив, что готов вложить собственные средства в создание велопарковок, пользоваться которыми смогут не только пользователи сервиса, но и все жители города.

– Это позволит решить проблемы с парковками электросамокатов и снизить количество поездок по тротуарам там, где это может мешать пешеходам, – считают в компании.

На пути к диалогу

Представители сервиса проката электросамокатов Whoosh настроены решительнее. Компания пожаловалась в прокуратуру на ограничение парковки СИМ в центре города. В компании заявили, что планируют оспорить решение властей в суде. Впрочем, прокурор Перми Егор Шмырин, говоря об инициативе администрации по запрету парковки СИМ в центре города, подчеркивал, что она не нарушает федеральное законодательство. Органы местного самоуправления имеют полномочия регулировать правоотношения в сфере благоустройства и использования территории общего пользования.

В мэрии Перми в свою очередь отмечают, что ранее компании, предоставляющие услуги аренды электросамокатов, на диалог не выходили, ни разу не предлагали согласовать места парковок вне центра города. Поэтому договориться о том, как и где будут стоять СИМ, возможности не было.

– Кикшеринговым компаниям неоднократно предлагалось навести порядок в этой сфере: согласовать дополнительные места, ограничить возможность паркования вне согласованных мест, ввести штрафы и ограничения для пользователей-нарушителей. Предлагалось также обозначить места согласованных парковок разметкой, чтобы исключить хаотичное паркование. Ни одна из компаний так и не взяла на себя эти расходы даже в экспериментальной форме, – прокомментировали в городской администрации.

Что ж, теперь, когда «подгорело», такие предложения, включая готовность взять на себя расходы, уже есть. Если статистика сервисов о количестве пользователей СИМ в Перми корректна, то это действительно популярный вид транспорта. И, значит, к вопросу его регулирования мы еще не раз вернемся.