Казалось бы, первые солнечные лучи и пробуждение природы должны радовать сердце, однако с приходом теплых дней многие из нас начинают жаловаться на повышенную эмоциональность, тревожность, апатию и резкие перепады настроения.
В программе «Здоровая среда» в пермском эфире радио SPUTNIK на волне 91,2 FM (16+) кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и политологии ПНИПУ Ольга Юрьева рассказала о том, почему все мы немного слетаем с катушек весной и как распознать симптомы подобного состояния.
Главный миф сезона
– Ольга Владимировна, многие из нас при смене сезонов испытывают перепады настроения, усталость и тревожность. Правда ли, что в этом виновато время года или же так называемое «весеннее обострение» – не более чем миф?
– Действительно, есть такое мнение, что именно в осенний и весенний периоды обостряются различные психические расстройства. И даже абсолютно здоровый человек может впасть в депрессивное состояние. Однако достоверной, научной статистики, способной подтвердить или же развенчать миф о сезонных обострениях, не существует.
– То есть с научной точки зрения все это не более чем наши личные ощущения?
– Верно. Однако большинство практикующих психиатров и неврологов считает, что да, такая тенденция есть. С чем это может быть связано? При любом изменении времени года – не только с зимы на весну, но и с весны на лето – в наших организмах происходит перестройка гормонального фона. Меняются условия окружающей среды, наше тело начинает подстраиваться под них. Люди, имеющие психические расстройства или же склонные к депрессивным состояниям, очень чувствительны к таким вот гормональным перепадам. Они ощущают перемены, а это чувство и у полностью здоровых людей частенько вызывает тревогу.
– А на самом деле это просто гормоны?
– Именно! Кроме того, увеличивается световой день, в воздухе появляются новые запахи. Эмоционально благополучный человек не обращает внимания на такие вещи, смотрит на перемены с оптимизмом. А у тревожных людей все наоборот – любые изменения порождают беспокойство, что и способствует появлению мифических сезонных обострений.
– Получается, что эмоционально стабильному человеку легче приспосабливаться ко внешним и внутренним изменениям, а людям с нарушениями эмоционального баланса абсолютно любые перемены приносят дискомфорт?
– Или же воспринимается как угроза, опасность. Так и запускаются все эти негативные процессы, которые мы привыкли называть обострениями или же сезонными депрессиями.
Таблетки – не панацея
– В последние несколько лет у нас было много поводов для повышенной тревожности. Говорят, что серьезно вырос спрос на соответствующие лекарственные препараты – успокоительные, антидепрессанты. Как вы оцениваете эту тенденцию?
– Хотелось бы отметить, что стало очень много рекламы подобных лекарств, что тоже сказывается на статистике. Я же, как и все врачи, скажу, что не надо заниматься самолечением! Препараты, назначающиеся при различных нервных расстройствах, имеют широкий диапазон действия и в различных сочетаниях оказывают разный эффект. А все что отпускается без рецепта навряд ли будет иметь ярко выраженный результат, разве что на уровне самовнушения. Если вы плохо себя чувствуете, то лучше записаться к специалисту.
– И все же валерьянка, пустырник, мята, мелисса обладают успокоительным эффектом. Где та грань, за которой травяной чай уже точно не поможет и пора обратиться за помощью, в том числе и за рецептом на более серьезные медикаменты?
– Я думаю, что главный тревожный звоночек – это нарушение жизнедеятельности. То есть тот момент, когда апатия, плохое настроение и упадок сил начинают препятствовать ведению привычного образа жизни, выполнению каких-то простых задач.
– Но как определить, что ситуация стала критичной? Ведь мы, возможно, откладываем уборку, потому что просто устали, вымотались…
– Нужно видеть картину целиком. Порой нам просто лень заниматься бытовыми делами, за этим не стоит никаких эмоциональных проблем. Я бы, наверное, в первую очередь обратила внимание на общение и профессиональную деятельность.
Если сложности наблюдаются и в этих сферах, если мы не можем справиться с ними с помощью отдыха или переключения внимания, то стоит как минимум сесть, заварить себе тот самый час с травами и попытаться проанализировать то, что с вами происходит. Возможно рассмотреть вариант с записью на консультацию у специалиста.
Человеку нужен человек?
– Вы затронули проблему коммуникации. Невольно возникает вопрос о пандемии: в тот период удаленные работа, учеба и общение настолько прижились в нашей практике, что многие до сих пор отдают предпочтение именно этому формату. Люди настолько привыкли к онлайн-взаимодействию, что им стало сложно выбраться на прогулку с друзьями, завести разговор в магазине. Не кажется ли вам, что все это тоже вносит определенный вклад в эмоциональное неблагополучие? Все же живое общение делает нашу жизнь богаче и интереснее.
– С одной стороны, ковидный период дал нам возможность опробовать новые технологии, расширил наши с вами возможности, дал толчок техническому прогрессу. С другой стороны, стало меньше живого общения. Я бы задала немного иной вопрос: с чем связаны эти ограничения? Каждый из нас сам должен найти ответ. Ведь на самом деле тут может и не быть никакой патологии, просто кому-то удобнее общаться онлайн, и в его случае никаких проблем с общением нет.
– То есть человек способен, как говорится, выйти в люди, но ему просто не хочется?
– Верно! Такая вот у него индивидуальная особенность. Кому-то важны личные встречи, кто-то предпочитает видеть собеседника через экран. Для одних людей отсутствие регулярных прогулок с друзьями – тревожный звонок, а для других – норма. Если человек комфортно себя при этом чувствует, то почему бы и нет? В конечном счете самое важное, чтобы вам самим было спокойно и хорошо!
Нелли Кибишева
Фото: pxhere.com (18+)