Весь 1905 год Мотовилиха бурлила. Демонстрации и забастовки начались еще в мае. Рабочие требовали свободы слова, улучшения экономического состояния, при этом даже напали на дом губернатора, забросав его камнями и обстреляв из револьверов. Погиб один полицейский. Властям удалось погасить волнения, но в Мотовилихе на всякий случай разместили пехотную роту.
Летом брожения продолжались. В июне состоялся большой митинг на Вышке, его разогнали казаки. При этих событиях погиб первый в России электросварщик Лука Борчанинов. Он просто шел мимо, возвращаясь с рыбалки, и угодил в самую гущу событий.
В сентябре началась забастовка на Мотовилихинском заводе, причем дело дошло до того, что начальство приказало уволить всех рабочих. Октябрь 1905 года принес в России политические изменения: царь издал манифест о разных свободах и выпустили на свободу всех политических арестантов. Вроде бы все успокоилось, но революционеры не могли сидеть без дела и продолжали свою подстрекательскую деятельность.
В начале декабря начались забастовки в Москве, их подхватили и в Мотовилихе. Революционно настроенная молодежь с охотничьими ружьями бродила по заводскому поселку, закрывая торговлю спиртным в лавках. Печатались прокламации с призывом к всеобщему вооруженному восстанию. Торговцы протестовали, говоря, что лавки они закроют только по распоряжению полиции, как и положено по закону. Но им заявили, что власть принадлежит рабочим, а пристава приведут сюда и порвут на клочки.
12 декабря начались стычки с войсками. Прокурор пермского окружного суда доносил министру юстиции в Петербург, что толпа бунтующих рабочих остановила в Мотовилихе почтовый поезд. Пришлось разгонять их солдатами и казаками. «Вооруженное скопище рабочих до тысячи человек на улицах из домов открыло по войску огонь из ружей, револьверов», – писал прокурор. Бунтовщики были рассеяны казаками и пехотой, арестовали 33 бунтовщика, среди рабочих были раненые и убитые.
Известный революционер Андрей Юрш, возглавивший мятеж, создавал рабочие дружины. Они вооружались охотничьими ружьями, отбирали револьверы у полиции. На улицах Мотовилихи строились баррикады из бревен и досок. Обыватели рассказали полиции, что слышали разговоры восставших, что эти завалы для обороны от войск, и дружинники собрались стрелять из-за них. Местный пристав велел немедленно разобрать эти баррикады.
Жители Мотовилихи, да и, кстати, большинство заводских рабочих не поддерживали революционеров. Их больше интересовали вопросы житейские, а политику на хлеб не намажешь. Поэтому решительно действовавшие войска быстро подавили восстание.
Единственным эпизодом боевого столкновения стало нападение из засады на роту солдат, конвоировавших арестованных. Мятежники засели на чердаке одного из цехов и оттуда открыли ружейный огонь по солдатам. Те окружили здание, отыскали вход наверх, заложенный досками, и принялись его разбирать. Потом был дан залп, солдаты ринулись на чердак. Мятежники бросили оружие и побежали. Некоторые пытались уйти по крыше, но их расстреляли пехотинцы, стоявшие внизу. На этом вооруженное восстание в Мотовилихе и закончилось.
Уже 19 декабря завод начал потихоньку работать, рабочие стали выходить в цехи, никто им не мешал, так как революционеры разбежались или были арестованы. Началось расследование событий. Выяснилось, что подготовка к восстанию шла заранее. Революционеры покупали револьверы, кинжалы, винтовки, собирались делать бомбы. Были подготовлены листовки с требованием свержения царя, а солдатам рекомендовали убивать офицеров. К суду привлекли 92 человек, 38 из них приговорили к разным срокам заключения, оправдали десятерых, а некоторых обвиняемых разыскать не удалось.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции мятеж в Мотовилихе решили увековечить. На горе рядом с заводом построили памятный комплекс, известный пермякам сегодня как Диорама – сейчас это филиал краеведческого музея. В честь участников восстания назвали городские улицы: Борчанинова, Копылова, Юрша и другие. Кстати, изображение диорамы многие годы было на гербе Перми. Сейчас его заменили на исторический герб с медведем.