80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
22.03.2025
16+
Культура

Как знаменитый пароходчик Мешков попал под суд за помощь забастовщикам

Как знаменитый пароходчик Мешков попал под суд за помощь забастовщикам
Николай Мешков был выходцем из не очень богатой семьи и добился почёта и уважения своим умом и огромными стараниями. Фото: ПермГАСПИ
  1. Культура
Всем пермякам, да и не только им, известно здание краевого музея на камском берегу – Дом Мешкова. Но не все знают, что в калининградском парке миниатюр, где демонстрируются архитектурные шедевры разных городов России, именно оно представляет Пермь.

Смекалка и разворотливость

Николай Мешков не сразу стал богатым и влиятельным человеком. Выходец из не очень богатой семьи, он своим умом и огромными стараниями добился почета, уважения и заодно сколотил миллионы. Еще когда Мешков был подростком, его отец велел заканчивать с учебой и идти в коммерцию. Уже в 16 лет будущий миллионер освоил профессию счетовода и научился вести кассовые операции. А через четыре года после смерти отца он был вынужден стать кормильцем всей семьи.

Работал Мешков сначала у богатого казанского купца, занимался бизнесом в лесной отрасли. Потом перешел в сферу речного и гужевого транспорта, став доверенным лицом или, как сейчас говорят, – региональным представителем крупной пароходной компании. В Пермь Николай Мешков приехал в 1876 году, когда ему исполнилось 25 лет. Он был к этому времени женат, причем супругой его стала генеральская дочь. Ее родители сначала были не очень довольны выбором дочери. Как так, выйти замуж за мелкого торговца! Но постепенно отношение изменилось.

К времени приезда Мешкова в Пермь здесь кипела хозяйственная жизнь и разворотливые коммерсанты зашибали неплохие деньги. Строилась Уральская железная дорога. В Прикамье везли строительные материалы, паровозы, другие грузы. Николай Мешков присмотрелся к происходящему и решил сам заняться перевозками. Вместе с товарищем они заняли 800 рублей и арендовали пароход возить грузы. Когда навигация окончилась, оказалось, кто компаньоны получили неплохую прибыль.

После этого Мешков ушел из пароходной компании и занялся бизнесом самостоятельно. Не желая терять отличного специалиста, на прежней работе ему подняли зарплату в три раза, с 1200 до 3600 рублей в год. Однако Николая Мешкова такие заработки не прельстили, он начал работать на себя.

Будучи человеком грамотным, разворотливым, энергичным, он просчитывал все коммерческие операции, расширял свою компанию, строил новые пароходы. Перевозок было много, и они приносили неплохую прибыль. Не забывал Мешков и об делах на благо общества. Так, в 1891 году губернские власти поручили ему закупить зерно для голодающих регионов. Просто так, поверив на слово, что он справится, Мешкову доверили полтора миллиона рублей на эти операции. И пароходчик не подвел. После этого его авторитет вырос не только в бизнес-кругах, но и в обществе.

Израиль Грузенберг, юрист, общественный деятель

Н. В. Мешков – революционер из миллионеров. Крепыш невысокого роста с живыми черными глазами, – видимо пошел в бабку-цыганку. Образная, красочная речь волжанина. Нажил талантом и умом громадные деньги, сорит ими, прислуге дает на чай по золотому. Сам же одевается и ест скромнее скромного, не курит и хмельного в рот не берет. Голос смелый, слегка повелительный. Любит революционеров, мечтает о революции, хотя сознает, что она лишит его всего нажитого. Прятал у себя долгое время, рискуя собственной головой, «бабушку русской революции» Брешко-Брешковскую... Вот последний благородный акт Мешкова из числа мне известных: во время Великой Войны пришлось закрыть Петербургский университет. Мешков поспешил с предложением эвакуировать за его счет университет к нему в Пермь с обязательством оплачивать расходы по его содержанию.

Коммерсант широких взглядов

Мешков активно поддерживал революционные настроения. Вряд ли он всерьез задумывался о том, что когда-нибудь пришедшие к власти большевики отнимут у него все состояние. Чаще всего коммерсант занимался этим, чтобы насолить кому-нибудь из конкурентов. А борьба за перевозки на Каме шла очень серьезная. Бушевала, например, тарифная война, когда перевозчики снижали цены ниже всяких минимумов, лишь бы досадить конкуренту. Был эпизод таких «боевых действий», когда купец Любимов потерял 40 тысяч рублей, но был доволен, так как ущерб Мешкова составил 100 тысяч.

В то время постоянно вспыхивали забастовки. Мешков тайно поддерживал смутьянов, помогая им деньгами. Об одном таком эпизоде вспоминал широко известный в то время адвокат Израиль Грузенберг. Он приехал в Пермь из Санкт-Петербурга по просьбе Николая Мешкова, которого обвинили в пособничестве забастовщикам почтовой службы.

«Чины администрации ненавидят его, но он смиряет ее щедрыми пожертвованиями их женам и дамам «на благотворительность», причем уверяет, что в число благотворимых попадают и они сами. Проживает большую часть времени в Перми, где у него дом, построенный по рисункам знаменитого Растрелли. Особенно великолепна громадная, крытая терраса с видом на Каму-«маму». Он называет эту террасу своею палубою, проводит на ней значительную часть дня, рассылает ежедневно десятки телеграмм», – писал в своих мемуарах Грузенберг.

А судебный процесс над Мешковым, где участвовал столичный адвокат, закончился для богатейшего пароходчика очень хорошо. Несмотря на доказанность фактов поддержки забастовщиков, судьи пришли к выводу, что пермский купец только лишь пришел на помощь людям.

«Не прийти им на помощь в их беде мог бы только бездушный человек», – резюмировал Грузенберг. Однако злые языки утверждали, что главную роль в этой истории сыграли не доброта Мешкова, которая растрогала судей, а банальные взятки.

В калининградском парке миниатюр, где демонстрируются архитектурные шедевры разных городов России,Дом Мешкова представляет Пермь. Фото: Константин Бахарев
В калининградском парке миниатюр, где демонстрируются архитектурные шедевры разных городов России,Дом Мешкова представляет Пермь. Фото: Константин Бахарев

Совсем не прожектёр

Кроме бизнеса и помощи революционерам, пермский коммерсант занимался и масштабными перспективными проектами. Так, Николай Мешков добивался строительства железной дороги от Перми в северные провинции России. Этот проект, известный сейчас как «Белкомур», пытаются реализовать уже больше сотни лет и все никак не получается. Стоит ли удивляться, что ничего не вышло и у Мешкова.

Зато другая его инициатива увенчалась успехом. Благодаря неустанным стараниям Николая Мешкова в Перми появился первый на Урале университет. Правда, с 1934 по 1993 годы он носил почему-то имя Алексея Горького. Но тем не менее об этом пролетарском писателе все уже почти забыли, а вот Мешкова помнят до сих пор.

После революции все состояние Николая Мешкова было национализировано. Лишившись всех своих пароходов, да и вообще практически всего имущества, он не унывал, а даже одобрил происходящее. Единственное замечание Мешков высказал пролетариям, что, дескать, отобрать-то отобрали, а вот почему опись не составили? Это же непорядок!

Но тут же сами революционеры поняли, что огромным пароходством кто-то должен управлять. Не нашли никого лучше, чем самого Мешкова. Решили сделать его комиссаром по управлению его же имуществом. Но в Москве это предложение не утвердили. А вскоре и вообще Мешкова арестовали. Однако из тюрьмы его вызволили и назначили консультантом в народный комиссариат путей сообщения. Здесь Николай Мешков проработал до 80 лет, а потом вышел в отставку, ему была назначена персональная пенсия.

Кстати, воспоминания юриста Грузенберга о Мешкове нигде никогда ранее не публиковались. Их нашли и не так давно выложили на портале центра «Прожито» (проект Европейского университета в Санкт-Петербурге), где создается цифровой архив личных документов из частных собраний.