Год Победы
– Дмитрий Васильевич, поделитесь вашими ощущениями от уходящего года?
– Год получился активным. Сразу в январе мы окунулись в работу, и вот сейчас с принятием бюджета на ближайшую трехлетку можно немного выдохнуть. Был достаточно плотный деловой график у депутатов и у городской администрации. Но зато по итогам есть отдача в виде достигнутых конкретных результатов.
– Что больше всего запомнилось в этом году?
– Конечно, запомнился юбилей Победы, торжественные майские мероприятия в краевой столице и общее ощущение значимости этой даты. В начале года Пермская городская дума приняла необходимые решения, чтобы поддержать инициативу президента страны Владимира Путина и присвоить звания Почетных граждан города ветеранам Великой Отечественной войны. Для меня как для офицера и просто как для человека, понимающего ценность совершенного в годы войны подвига, это было делом чести.

Вкладу Перми в Победу мы посвятили IX городской исторический форум, в котором приняли участие порядка десяти тысяч человек. В этом году десять лет отметили пермские активисты организации «Волонтеры Победы». Их работа – это связь поколений, передача исторической памяти, которая является мощной объединяющей силой.
Очень важно, что столица Западного Урала сегодня остается неотъемлемой частью оборонного щита России. Неслучайно в День оружейника Владимир Путин посетил Мотовилихинские заводы и провел в Перми заседание Военно-промышленной комиссии.
Молодежь – настоящее и будущее
– Пермь 2025 год провела в статусе Молодежной столицы России. Что можно отметить в завершение этого года?
– Еще в январе о пермской молодежной политике я рассказывал на площадке Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления. Предметно обсуждали этот вопрос на Часе депутата в думе.
В рамках программы Молодежной столицы много было представлено интересных и перспективных идей и практик, нацеленных на развитие потенциала этой категории жителей. Полученный опыт необходимо анализировать и самое лучшее из него обязательно использовать.
Во многом от готовности молодых пермяков работать на наших предприятиях, реализоваться в других сферах зависит ближайшее будущее города и страны.

– Получается, города должны сегодня бороться за молодежь? Как Пермь решает эту задачу?
– Я бы не назвал это борьбой. Наличие достаточного количества активных, амбициозных молодых людей – условие выживания не только конкретного села, города, но и всей страны. Поэтому нужно создавать условия для того, чтобы выпускники вузов и колледжей могли достойно жить и работать, что называется, по месту рождения.
Конечно, мы не можем запретить талантливому выпускнику школы поступить в Московский государственный университет или в знаменитую Бауманку. Но вот предложить ему интересную работу после окончания вуза – можем вполне. Пусть возвращается, создает семью и реализует свои способности и знания здесь.
И в этой связи особую важность приобретает состояние городской среды, комфорт и безопасность. Именно над этим мы системно работаем на протяжении последних лет. И Пермь преображается!
– В чем это выражается, на ваш взгляд?
– Сейчас уже никого не удивишь ежегодным миллионом квадратных метров отремонтированных дорог или построенной новой школой. А ведь еще совсем недавно это считалось событием общегородского значения. Мы существенно подтянули социальную сферу, транспортную инфраструктуру, благоустроили общественные пространства. Огромную роль в этом играет федеральная и краевая поддержки, личное участие губернатора Пермского края Дмитрия Махонина и его команды в реализации крупных инвестпроектов в сферах образования, дорожного строительства, ЖКХ, культуры и спорта. И вот уже по итогам 2024 года Пермь занимает четвертое место среди российских городов-миллионников в рейтинге качества городской среды. За шесть лет мы поднялись на этот уровень в рейтинге с 13-го места.
Есть такая поговорка: хорошо там, где нас нет, а где мы есть – работать надо. Сегодня в Перми для молодежи есть и профессиональные перспективы, и динамично улучшающаяся городская среда. Это весомый стимул, чтобы в городе остаться или в него вернуться и связать с ним дальнейшую судьбу.
Жилье и ЖКХ
– В каких еще направлениях работы есть результаты, которые вас порадовали?
– Я бы выделил традиционно сложные направления – жилье и ЖКХ. Считаю, что нам удалось наладить взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями и взять под контроль состояние дел с коммунальными сетями. Мы ввели в думе практику ежегодно с депутатами выезжать на объекты наших концессионеров – компании «Новогор-Прикамье» и ПАО «Т-Плюс», чтобы лично видеть, что там происходит. Затем мы приглашаем руководителей этих компаний к нам на пленарные заседания для обсуждения актуальных вопросов, которые есть у депутатов и у жителей. Такой формат заведен в систему, и я благодарен нашим партнерам за понимание и готовность к сотрудничеству.
За последние пять лет в Перми обновлено 258 километров теплосетей, по линии «Новогора» внедряются технологии ультрафиолетового обеззараживания стоков на биологических очистных сооружениях, привлекается федеральное финансирование на реконструкцию объектов водоснабжения. Работы, конечно, еще много, но у всех есть понимание, как двигаться дальше. Есть на это и соответствующие ресурсы.
Благодаря целенаправленной краевой поддержке удалось серьезно продвинуться в плане расселения аварийного жилья. Это также тема постоянного депутатского внимания и контроля: ежегодно седьмой созыв думы анализирует ее на Часе депутата. За шесть лет по региональной программе в Перми было без малого расселено 500 аварийных домов. Сейчас вступила в действие новая программа до 2031 года. Закладываем в бюджет значительные средства и планируем расселить еще порядка 4,5 тысячи человек.
Также вместе с краевыми коллегами работаем над более широким использованием механизмов комплексного развития территорий, привлечением частных средств на цели расселения аварийного жилья в кварталах, где реализуются проекты КРТ.
Транспорт на высоте
– В 2025 году депутаты много внимания уделяли вопросам городского транспорта. Осенью один из Часов депутата даже прошел прямо в автотранспортном предприятии. Расскажите об этом направлении?
– Транспортная тема касается очень большого числа горожан. И здесь мы тоже движемся вперед хорошими темпами.
Заключены новые пятилетние контракты с перевозчиками, и в них заложены определенные стандарты качества. В этом году на маршруты вышло 383 новых автобуса, из них 109 автобусов особо большого класса. До конца года к ним прибавятся еще 59 новых автобусов большого и особо большого классов. По использованию автобусов-гармошек Пермь сегодня уступает только Москве и Санкт-Петербургу.
Параллельно удалось на четыре процента снизить долю безбилетников, продолжить совершенствовать маршрутную сеть. Растет количество умных остановок, к концу года их станет 168, а к 2027 году – 307.

– Не раз звучало, что в транспортной отрасли есть дефицит кадров, в первую очередь, водителей. Как решается эта проблема?
– За минувший год мы снизили дефицит водительских кадров на 25 процентов. Повышаем престиж профессии, провели конкурс профессионального мастерства (18+) и составили рейтинг «ТОП-100» водителей. По итогам года сто лучших конкурсантов (85 водителей автобусов и 15 водителей трамваев) получат премии по сто тысяч рублей.
Скучать не придется
– Как вы отметили в начале беседы, принят городской бюджет на 2026 год и ближайшую трехлетку. Самое время поделиться, какие задачи стоят перед городом, каковы основные приоритеты работы городской власти?
– Все наши приоритеты сохраняются, менять их не планируем. Все необходимые средства на развитие, как и на выполнение всех наших социальных обязательств, в принятом бюджете на 2026-2028 годы заложены.
Основное внимание продолжаем уделять дальнейшему повышению качества городской среды. На переселение из аварийного жилья направляем 6,7 миллиарда рублей в 2026-2028 годах. Будем продолжать ремонтировать пермские дворы. В этом году за счет всех программ привели в порядок более ста дворов, в трехлетке планируем ежегодно улучшать по 144 двора. В 2026 году заходим с проектом большого ремонта в саду имени Миндовского, за который жители проголосовали в этом году.
Начинаем капитальный ремонт в 18 школах, планируем для этого привлечь федеральные и краевые средства. Продолжится возведение новых корпусов школ в Ленинском, Индустриальном и Орджоникидзевском районах краевой столицы.
Из дорожных объектов выделю строительство автомобильной дороги по Ивинскому проспекту, по улицам Монастырской, Агатовой, реконструкцию улицы Карпинского. По национальному проекту в планах – ежегодный ремонт 17 участков улиц.
В уходящем году в думе велась большая работа, направленная на подготовку к переходу на новый федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, который вступит в силу с 1 января 2027 года. Эту работу мы продолжим и в следующем году. Недавно на IX Общероссийском форуме стратегического развития «Города России. Технологии лидерства» (18+) я рассказывал коллегам, как мы в Перми адаптируемся к изменениям в федеральном законодательстве.
У депутатского корпуса Пермской городской думы сложилось хорошее взаимодействие с командой администрации, краевые власти активно участвуют и оказывают поддержку в развитии Перми. Задач у нас хватает, скучать точно не придется, но есть и уверенность в том, что всех заявленных целей мы достигнем.