Стереотип о том, что скульптура – не женское дело, опровергла пермский монументалист Валентина Ракишева — Звезда

Стереотип о том, что скульптура – не женское дело, опровергла пермский монументалист Валентина Ракишева

2023 , 08:53

Персональная выставка скульптора Валентины Ракишевой, открытая в галерее «Пермский период», называется «Живые для живых» (6+). Скорее всего, название оказалось навеяно образцами из мастерской: большинство их оказалось для мест последнего покоя.

Впрочем, даже ваяя для кладбища, скульптор работает для живых, убеждена знаменитая резчица по камню, кстати, ученица Анатолия Уральского, автора бронзового Татищева в Разгуляе в крае­вом центре.

Наставник во время учебы Валентины в Академии живописи, ваяния и зодчества долго испытывал девушку на готовность к миссии скульп­тора. Ведь общепринято представление, будто скульптура – не женское дело. Легендарная Вера Мухина, автор знаменитых «Рабочего и колхозницы», или Мари-Анна Колло, работавшая вместе с Э. Фальконе над Медным всадником в Петербурге и создавшая лицо того Петра Первого, – те исключения, которые только подтверждают распространенное мнение. Действительно, до появления Ракишевой девушки не приживались на этой кафедре, рассказывает сегодня Валентина Владимировна.

По первой специализации я керамист, пояснила художница. Но уже с первых шагов в искусстве ее интересовали не тарелки, кашпо и прочие прикладные изделия, а мелкая пластика, посредством которой можно было бы изображать людские лики.

Искусство Веры Мухиной, как и М. К. Аникушина, автора изящного памятника Пушкину в Петербурге, а через них самого Микеланджело, помимо творчества Анатолия Уральского, – источники вдохновения и изучения для Ракишевой. Так что те посетители выставки, которые имеют художественную подготовку, способны оценить преемственность классических мотивов и приемов в произведениях, представленных там.

Сегодня работы Ракишевой украшают самый центр Перми. Это, например, мемориальная доска на стене театра оперы и балета, посвященная эвакуации Ленинградского театра им. С. М. Кирова (Мариинского) в Молотов во время Великой Отечественной войны. Большая композиция, на которой воспроизведены фасады обоих театров.

Другая доска из белого мрамора находится на здании пермского ТЮЗа, она чествует память Елизаветы Любимовой, купчихи, вдовы выдающегося пермского предпринимателя и городского головы Ивана Любимова, заказчицы проекта здания, который воплотил легендарный зодчий Александр Турчевич.

Еще один мемориальный объект, созданный Валентиной, посвящен памяти Ивана Пономарева, основателя спортшколы «Витязь». Его можно видеть на ул. Карпинского.

Как говорил Анатолий Александрович Уральский, мой учитель: «Хотите посмот­реть мою выставку? Идите в город, идите на кладбище, там моя выставка!» Он действительно сделал много скульптуры для города, в том числе для кладбищ. Я следовала его примеру, – говорит Ракишева.

Первоначально выставку хотели построить на мотивах коми-пермяцкого эпоса, основной герой в котором – богатырь Кудым-Ош, рассказал «Звезде» куратор проекта, сотрудник Пермской государственной художественной галереи Владимир Береснев (Валентина Ракишева родом из Кудымкара. – авт.). А остальной материал у скульп­тора был, мол, про кладбище.

– Я приехал в мастерскую ознакомиться с этой темой и понял, что она не кладбищенская. Да, конечный результат – рельефы для надгробных плит, они украшают места захоронений. Но эскизы в мастерской художницы были совершенно другие, – говорит искусствовед.

Процесс рождения памятного образа, начинающийся зачастую с фотографии человека, которого уже нет в живых, дополняется воображением художника, воплощается в камне или металле. Он показался специалисту самоценным. Эскизные образы, создаваемые руками мастера, сопровождаются массой деталей, которых порой не остается в готовом произведении, мало кто из посторонних их видит. Так, по словам Береснева, появился замысел «Живых для живых».

Примечательно в этой связи то, что первую свою монументальную работу, посвященную знаменитой землячке – скульптурный портрет кудымкарской актрисы, состоявшей в труппе Коми-Пермяцкого драмтеат­ра им. А. М. Горького, народной артистки РСФСР Анны Котельниковой (1915–2004), скульптор вручила еще при ее жизни.

И сегодня на пермской выставке представлены произведения, изображающие как ушедших от нас героев, так и ныне живущих сограждан. Со скульптурными композициями в честь древней княгини Ольги соседствует, например, портрет матери Валентины Ракишевой.

два Субботина-Пермяка

Среди экспонатов есть и фигура самого известного, пожалуй, коми-пермяка двух столетий, художника Петра Субботина-Пермяка (1886–1923). Тут следует пояснить, как в Перми появились два памятника новатору начала XX века.

Скульптура «Мечтатель» – дипломная работа Валентины Ракишевой. Эту свою композицию молодая художница изначально предназначала для могилы Субботина-Пермяка, находящейся на Егошихинском коадбище. Однако пока дипломница не спеша трудилась над ней, видный коллега Рудольф Веденеев (1939–2018) со своей кованой композицией успел раньше – он установил ее зимой.

– Я защитить диплом должна была в июне, а он уже примерно в январе открыл мемориал, – вспоминает скульптор.

Зато теперь у Перми два памятника знаменитому земляку. Одна искусная художественная композиция привлекает взоры на старинном пермском погосте. А памятник работы Ракишевой находится ныне в краевой детской библиотеке им. Л. И. Кузьмина. Бронзовый Петруша, изображенный в юном возрасте, встречает детей, пришедших за книжками, в том числе по искусству.

Выставка «Живые для живых» в «Пермском периоде» (ул. Пермская, 17) открыта до 17 июня.

Сергей Крюков



Новости Mediametrics: