Алексей Лавров: Суть социального заказа – деньги идут за потребителем — Звезда

Алексей Лавров: Суть социального заказа – деньги идут за потребителем

2023 , 11:10

В Перми 20-21 июля проходил второй Всероссийский семинар-совещание «Реализация социального заказа». В течение двух дней представители органов власти и эксперты обсуждали эффективность применения Закона о социальном заказе, роль цифровизации в социальном заказе и другие актуальные темы.

В работе семинара принимали участие заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров, руководители и представители федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, представители социально ориентированных НКО. О значимости обсуждаемой тематики для жителей страны рассказал Алексей Лавров.

– Алексей Михайлович, Пермь для проведения семинара была выбрана в связи с ее 300-летием?

– Да, это одна из причин, и пользуясь случаем, поздравляю всех жителей Пермского края с этой знаменательной датой. Вторая по счету, но первая по значимости причина в том, что Пермский край – это регион, который из года в год расширяет масштаб своего участия в реализации Закона о социальном заказе. В этом году в крае одновременно идет апробация в рамках четырех направлений деятельности: социальное обслуживание, спортивная подготовка, туризм и паллиативная помощь.

– Что обсуждалось на совещании?

– Это всероссийское совещание практиков, методологов в сфере оказания услуг. Мы обсуждали, с какими трудностями сталкиваются регионы при реализации закона о социальном заказе, как влия­ет конкуренция на качество услуги, как внедрить цифровизацию в соцзаказ, чем отличаются отрасли, в которых он применяется – а их сегодня уже девять. Наконец, мы хотели в целом оценить, приносит ли социальный заказ ожидаемый результат конкретному гражданину.

– О чем гласит закон о социальном заказе?

– Закон о социальном заказе, принятый в 2020 году, стал завершением большой работы по внедрению более понятных и прозрачных правил распределения бюджетных денег на социальные услуги. Он был принят в пилотном формате и будет реализовываться до конца 2024 года.

Суть закона довольно проста: деньги следуют за потребителем. Каждый человек, имеющий право на услуги в социальной сфере, может сам выбрать, где будет их получать – в государственном учреждении или негосударственной организации. Бюджет в любом случае должен их оплатить. Так возникает конкуренция, а значит, и повышение качества услуги.

Вторая составляющая закона – в том, что каждый регион должен определить и публично озвучить данные: какой объем услуг запланирован к оказанию в очередном году и какие механизмы используются для отбора исполнителя услуг. Сегодня таких механизмов три: традиционное госзадание для государственных и муниципальных учреждений; конкурсы, в которых могут участвовать как государственные и муниципальные, так и негосударственные, в том числе некоммерческие, организации, а также социальный сертификат.

На наш взгляд, социальный сертификат – это самое перспективное и востребованное средство реализации принципа свободы выбора исполнителя услуги, который обеспечит ее качество.

– Расскажите о механизме применения социального сертификата – например, в сфере туризма?

– Действительно, именно в туризме видятся наиболее масштабные результаты реализации социального сертификата. Сертификатом для школьников в прошлом году воспользовалось 100 тысяч человек. В этом году 200 тысяч детей из 28 регионов смогут отправиться в короткие культурно-познавательные путешествия вместе со сверстниками или с родителями.

Для того чтобы школьнику отправиться в поездку, его родитель обращается за сертификатом в уполномоченный орган или в школу. Социальный сертификат позволяет школьнику выбрать исполнителя и один из нескольких предложенных туристических маршрутов, а его родителям заключить договор с туроператором, который организует выбранное путешествие. Теперь сам школьник и его родители определяют маршрут поездки, исходя из собственных предпочтений.

Маршруты предлагают туристические компании. В разных регионах предоставляется разный набор маршрутов. Услуга очень востребована, что подтверждается положительными откликами от школьников и их родителей.

– Как вы сказали, закон пока работает в пилотном режиме. Что показала его апробация?

– На начальном этапе в апробации закона о социальном заказе изъявили желание участвовать 16 регионов. Сейчас их – 38. То есть если бы предложенные в законе механизмы были неэффективными – вряд ли произошло бы такое вовлечение. По сравнению с 2021 годом, почти в полтора раза выросло число людей, охваченных бюджетными услугами в рамках соцзаказа, сегодня в стране их получает порядка пяти млн человек. Растет и число услуг, которые находятся в конкурентной среде их оказания.

– Какие-то сложности при реализации возникали?

– Любое новое дело начинать непросто. Но те, кто начинает, получают моральное удовлетворение, а самое главное – достигают эффективности освоения бюджетных средств, наблюдают рост удовлетворенности населения, развитие экономики региона. Конечно, как и во всяком новом деле, определенные сложности были, но все они преодолимы и вызывают стремление к поиску ответов.

Непреодолимых трудностей мы не видим, а те вопросы, которые возникают, носят методический характер и решаются совместно с федеральными органами-политиками. Еще одна сложность – цифровизация процесса оказания услуг, которая необходима для повышения удобства и качества бюджетных услуг. Работа в этом направлении нами ведется.

Отмеченные вопросы обсуждались на конкретных примерах регионов, которые приехали на семинар. Инициа­тивы, которые звучали, выглядят впечатляюще. Интересный опыт цифровизации представили Московская и Ленинградская области, опытом государственно-частного партнерства в сфере физкультурно-оздоровительных услуг поделился Башкортостан, об оказании услуг в области спорта рассказала Ярославская область, а представители Республики Карелия привели в пример кейсы в сфере занятости.

– Сколько регионов участвовали в совещании?

– Лично присутствовали представители 34 регионов, еще три субъекта Российской Федерации присоединились по ВКС. Всего в семинаре участвовали 166 человек, в том числе три заместителя федеральных министров, а также заместители глав регионов и представители регио­нальных министерств, участвующих в проекте.

– После окончания пилотного срока закон будет меняться?

– Да, следующий год пилотной апробации – последний, а дальше предстоит определить формат продолжения этой работы. Есть три варианта решений. Первый – дать право в каждом регионе принять решение о работе с соцзаказом по определенному перечню направлений деятельности. Второй – полномасштабное внедрение закона с передачей полномочий по определению особенностей правоприменения отраслевым Министерствам. Третий – решение о применении конкурентного отбора принимает региональное правительство, при этом потребуется дополнительно обсуждение вопроса применения соцзаказа в случае, когда отбор не используется.

Но главное, что достигнуто сегодня, – понимание того, что это направление перспективное, эффективное и востребованное как управленцами так и предпринимателями, гражданами.

– Чего бы вы пожелали потенциальным участникам социального заказа?

– Активнее пользоваться новыми инструментами, которые предлагаются. Например, в прошлом году социальным сертификатом в сфере туризма воспользовались семь тысяч школьников в Пермском крае, в этом году сертификаты будут выданы десяти тысячам школьников, три тысячи из них им уже воспользовались. Механизм очень простой: написать заявление, в том числе классному руководителю, выбрать один из 70 маршрутов и отправиться в путешествие.

Поэтому гражданам нужно активнее следить за возможностями, которые открываются, а органам государственной власти – продвигать эти направления и обеспечивать прозрачность и эффективность оказания услуг.

Министерством финансов России во взаимодействии с федеральными и региональными органами власти обеспечивается реализация Федерального закона от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Он предусматривает новые методы организации оказания бюджетных услуг и действует в пилотном режиме до 2024 года.

 

Ольга Антипина, первый заместитель председателя правительства Пермского края:

– Пермский край одним из первых включился в систему работы социального заказа, когда даже он так не назывался и не было соответствующего закона. С 2008 года бизнес начал оказывать услуги, которые ранее оказывали только бюджетные учреждения. Сначала к пенсионерам, которые обслуживались на дому, стали приходить не социальные работники из госучреждений, а частные предприниматели. Дело двигалось, и в 2010 году в крае вообще не стало специальных бюджетных учреждений в этой области – только малый бизнес. Дальше – больше: бизнес работает по оказанию соцуслуг в сфере туризма. Есть примеры в спорте, когда дети ходят бесплатно в частные спортивные организации, а эту услугу оплачивает бюджет.

На первом плане сегодня – безопасность и качество услуги. Поэтому на совещании обсуждали, как контролировать качество оказания услуг, как сделать их безопасными и приносящими людям удовольствие.

Азат Кадыров, первый заместитель министра спорта РФ:

– Тема спорта в системе соцзаказа появилась с первых дней. Сегодня 36 регионов участвуют в этой работе, семь регионов проводят отбор поставщиков услуги на конкурсной основе. Наиболее перспективным видится оказание физкультурно-оздоровительных услуг, ведь это наиболее массовое привлечение людей к занятиям спортом. Расширение соцзаказа в этой сфере будет способствовать увеличению количества занимающихся спортом людей – особенно людей среднего и старшего возраста. Система распределения средств в негосударственный сектор позволит привлекать людей этого возраста к занятиям спортом более активно.

Георгий Степанов, заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия):

– У государства есть большой запрос в социальном обслуживании граждан, которые нуждаются в этом. Россия – социальное государство. Заботы и чаяния людей, особенно тех, кто нуждается в уходе, актуальны. Пермский край – один из лидеров в России в направлении замещающих стационары технологий, долговременного ухода за теми, кто в нём нуждается. На повестке стоит вопрос, как сделать жизнь человека проще и лучше, в с другой – сэкономить деньги бюджета.

Евгений Никонов, заместитель председателя правительства Хабаровского края:

– Мы второй раз участвуем в форуме по реализации 189-ФЗ. Вся нормативная база сегодня принята, но есть направления, которые реализуются хорошо, а есть те, по которым есть тормозим. Хорошо пошла тема, связанная со школьным туризмом, развивается спортивное направление. А вот паллиативная медпомощь – тематика более сложная, разработка темы сертификатов здесь не так проста, как кажется. Если в туризме цены определяют рыночные показатели, то в паллиативной помощи – цены в госзадании, но эти цены не конкурентны. Надо искать новые подходы, которые могли бы переводить услугу в конкурентную среду, повышать качество помощи.

Фото пресс-службы правительства Прикамья.



Новости Mediametrics: