Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
14.12.2025
16+
Архив

Правоохранительные органы проверят затраты на помощь обманутым дольщикам

Правоохранительные органы проверят затраты на помощь обманутым дольщикам
В суде Кировского района рассмотрели дело о сумме доплат за достройку квартир

ГУ МВД России по Пермскому краю и региональное управление Следственного комитета РФ попросили проверить, как помогали обманутым дольщикам долгостроя на Адмирала Ушакова, 21. Материалы для оценки на уголовную составляющую правоохранительным органам поступили из суда Кировского района Перми, в котором рассмотрели дело о сумме доплат за достройку квартир.

Дом на Адмирала Ушакова, 21, — самый проблемный и масштабный долгострой в крае прошлых лет. Это семь секций на 477 квартир. Возведением здания занимался застройщик НФЗП «Патриоты», однако он обанкротился. Власти поставили людей перед выбором: достроить с доплатой или остаться без жилья.

Изначально речь шла о семи тысячах рублей с квад­ратного метра. Именно такую сумму владельцам квартир озвучивали чиновники на собраниях и в переписке (в распоряжении «Звезды» есть копия письма министра строительства края Дмитрия Бородулина от января 2014 года). Жители создали ЖСК «Адмирала Ушакова, 21», получили в суде право собственности и начали достраивать (с оговоркой, что на это пошли не все). В 2016 году — после ввода последней очереди в эксплуатацию — люди узнали, что должны отдать за квад­ратный метр на 11,4 тысячи больше. Другими словами, каждому предстояло дополнительно вытащить из кошелька за квартиру от 200 тысяч до 1,6 миллиона рублей, в зависимости от доли и площади в собственности. При этом дом был уже построен наполовину.

Удорожание произошло по нескольким причинам, говорят власти: на завершение строительства в самом начале закладывали 196 миллионов рублей, а в итоге с 2013-го по 2016 год потратили 512 миллионов рублей (к этой сумме еще вернемся — авт.); также не все дольщики согласились вступать в строительный кооператив. В краевом минстрое считают, что дом — это единый объект строительства, но так как часть людей не платила и стоимость каждого квад­ратного метра подорожала, представителям ЖСК пришлось судиться с собственными участниками. Однако с такой позицией не согласен адвокат Станислав Шестаков: «Никто не будет платить за ремонт двух комнат, если договор со строителями заключен только на одну», — пояснил он.

Общак казны

На помощь всем обманутым дольщикам Пермского края депутаты периода правления Виктора Басаргина выделили из регио­нальной казны 974 миллиона рублей (несколькими траншами). То есть только на достройку секций на Адмирала Ушакова, 21, ушла половина всей суммы. Деньги завели в уставной капитал Пермского агентства по ипотечному жилищному кредитованию (ПАИЖК). А это хоть и краевое, но коммерческое предприятие (100 процентов акций у краевого минстроя).

— [На суде мы узнали, что] ПАИЖК отчитывается перед правительством Пермского края об освоении бюджетных средств по программе «Обманутые дольщики», после чего взыскивает [долги] с ЖСК «Адмирала Ушакова, 21», в свою очередь, кооператив заставляет обманутых дольщиков оплатить достройку проблемного объекта. В итоге бюджетные [средства] аккумулируются у ПАИЖК как прибыль, — поясняли свою позицию ответчики и их представители во время процесса.

Из решения суда Кировского района стало известно, что само ПАИЖК должно вернуть в бюджет края только 235 от полученных за несколько лет бюджетных 974 миллионов рублей. Хотя ранее оговаривалось, что в казну должен вернуться 481 миллион. Еще один нюанс — агентство много лет не вело раздельного учета денег, что позволило бы понимать, какие суммы ушли из бюджета на достройку того или иного объекта. Об этом в суд даже принесли справку от 13 апреля 2018 за подписью генерального директора ПАИЖК Сергея Яремченко и главбуха. Однако судья Дмитрий Хузяхралов выяснил, что ещё 28 сентяб­ря 2016 года минфин региона через арбитражный суд обязал ПАИЖК вести «раздельный бухгалтерский аналитический учет по источникам финансирования [для учета средств] бюджета Пермского края». И оказалось, что раздельный учет в учреждении есть. Из него следует, что на достройку дома на Адмирала Ушакова, 21, потратили только 498,8, а не 512 миллионов рублей, как заявляли ранее.

— Представитель [ПАИЖК не смогла объяснить, почему принесла в суд справку за подписью гендиректора и главбуха]. Суд расценивает [это] как введение суда в заблуждение, сокрытие юридически значимых обстоятельств по делу.

На еще меньшую сумму стройку оценила эксперт Пермского центра независимых экспертиз Ольга Федотова, которую привлек суд. «Стоимость работ, материалов, необходимых для введения в эксплуатацию жилого дома, согласно актам приемки выполненных работ и справке КС-3, значительно завышена», — говорится в материалах суда. Ревизор установила, что исполнители понесли затраты только на 466,5 миллиона рублей. Ее выводы в процессе из-за выбранных методов оценки критиковали истцы. Суд предложил заказать повторную экспертизу, но оплатить ее стороны отказались.

Разделяй и властвуй

Собственники неоднократно просили руководство ЖСК «Адмирала Ушакова, 21» и АО «ПАИЖК» определить стоимость достройки, а также не заниматься работами в их квартирах. Но их просьбы оставались без внимания, и строительство продолжилось. Также владельцам жилья отказались давать документы об объемах необходимых работ для достройки и о требуемой на это сумме. Это суд счел «злоупотреблением правом со стороны ЖСК».

Оказалось, что после первого заочного голосования, на котором первый платеж установили в сумме трех тысяч рублей за квадратный метр, через полгода прошло второе. На нем решили собрать еще по 15,4 тысячи. Жильцы утверждают, что не знали об этом, а кто знал, не понимал последствий. Люди были уверены, что c учетом софинансирования краевого агентства размер доплаты составит семь тысяч рублей, если ПАИЖК будет иметь функций заказчика и застройщика. Но договор об этом не прошел госрегистрацию. И тогда ЖСК «Адмирала Ушакова, 21» отдал стройку в доверительное управление ПАИЖК без согласия жителей. В этот документ юристы включили пункты, по которым П­АИЖК имело право взыскать с кооператива все расходы на достройку многоквартирного дома.

Также ПАИЖК обеспечивало всю деятельность строительного кооператива: «ЖСК «Адмирала Ушакова, 21» располагался в помещении АО «ПАИЖК», его сотрудники принимали всю корреспонденцию, поступающую на имя кооператива, составляли всю документацию, необходимую для проведения общего собрания членов кооператива, формировали повестки собраний». Кроме этого, в состав правления ко­оператива входили сотрудники агентства, которые были уполномочены представлять интересы ЖСК (суд не посчитал это нарушением). Представитель АО «ПАИЖК» Мария Треногина пояснила, что это обычная практика акционерного общества: председателем правления ЖСК «Шоссе Космонавтов, 300в» был сотрудник АО «ПАИЖК» Алексей Калинин, а на объекте «Первый Пермский микрорайон» при создании кооператива членом правления будет она (так и произошло — авт.). Получается, что контроль со стороны жителей за деятельностью их собственного кооператива был минимальным.

Тайные улики

Дело обманутых дольщиков дома на Адмирала Ушакова, 21, в Кировском районном суде Перми рассматривали два года. Только одно мотивированное решение суда составляет 192 страницы, что можно назвать своеобразным рекордом для гражданского судопроизводства. И в материалах оказалось множество документов, которые пришлось проанализировать судье, адвокатам, жителям. Вот один из них – договор доверительного управления. В первоначальной копии, которая поступила в суд, не было упоминания о цене. Фразу «что составляет 181 200 040 рублей» скрыли при копировании с оригинала. При этом документ был заверенным! Введение «суда и иных участников процесса» в заблуждение удалось вскрыть, сопоставив копию с оригиналом.

Суд пришел к выводу, что ПАИЖК изначально считало договор на достройку дома на Адмирала Ушакова, 21, «заведомо убыточным». Во-первых, у них был контракт с застройщиком — компанией «ПЗСП». Во вторых, в плане финансовой деятельности с 2013 года «возврат средств в размере более семи тысяч рублей за квадратный метр был за периодом планирования… не только по причине неизвестности сроков и окончательной стоимости доплаты, но и по причине неизвестности источника(ов) финансирования». А вот 18,4 тысячи с квадратного метра запланировали в доходы. Произошло это только в 2016 году, когда люди и стали получать иски.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Николай Дёмкин, который тогда был гендиректором АО «ПЗСП», рассказал, что изначально не хотел участвовать в достройке дома на Адмирала Ушакова, 21, поскольку понимал нерентабельность проекта. Однако после встречи с губернатором Викторым Басаргиным он решился строить, поскольку его заверили, что проблем с оплатой не возникнет. При этом одним из условий, выставленных с его стороны, была твердая цена генподряда. Все вопросы решались через руководство АО «ПАИЖК», которое и платило ПЗСП. В случае длительной просрочки Дёмкин «был вынужден обращаться к губернатору», после чего получал деньги.

Изучив все доказательства, суд решил, что стороны изначально понимали убыточность проекта. И поэтому жители должны оплатить только по семь тысяч рублей за квадратный метр, о которых ранее и договаривались. Краевые власти намерены оспорить решение.

Котел ушел в прошлое

В Пермском крае с дольщиками уже работают по-новому. Ранее по итогам поездки в Центральный федеральный округ президент Владимир Путин поручил разработать меры, которые предусматривают:
– выкуп прав требований у граждан, инвестировавших средства в строительство многоквартирных жилых домов, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений, о передаче жилых помещений и(или) денежных требований, включенных в реестр кредиторов третьей очереди, сформированный арбитражным судом в ходе процедур банкротства застройщика, в порядке, установленном правительством Пермского края;
– выдачу ипотечных кредитов гражданам, инвестировавшим средства в строительство жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений и признан несостоятельным (банкротом);
– содействие в передаче на договорной основе прав на земельный участок от застройщика третьему лицу, принявшему на себя обязательства по завершению строительства много­квартирных жилых домов на территории Пермского края, по которым застройщик не выполнил обязательства.

Кстати:

В АО «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на прошлой неделе сменилось руководство. Новым гендиректором назначена банкир Наталья Иващенко. Прежний руководитель организации Сергей Яремченко покинул должность досрочно по собственному желанию. Договор с ним действовал еще год и 11  месяцев. При этом на собрании акционеров АО «ПАИЖК», которое прошло 27 июня, решения о смене руководителя не принимали.

Текст: Максим Ишматов
Фото: открытые источники