Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
08.12.2025
16+
Культура

Дорогами мечты: Александр Грин стал ярким примером многогранного таланта в поэзии, живописи и прозе

Дорогами мечты: Александр Грин стал ярким примером многогранного таланта в поэзии, живописи и прозе
Портрет Грина. Авторы: К. Мирошник, Н.Кургузова- Мирошник. Фото: Музей Грина (Феодосия)
  1. Культура
23 августа 2025 года исполнилось 145 лет со дня рождения писателя Александра Грина. Мы продолжаем проект «Дорогами мечты», посвященный этому представителю Серебряного века.

ДРУГИЕ ТАЛАНТЫ ГРИНА

Александр Грин не только был одаренным автором прозы, на протяжении всей жизни он писал стихи, а также рисовал акварелью.

О ПОЭЗИИ ГРИНА

Стихи Александр Грин начал писать в детстве, посылал их в журналы, но их не печатали. Как у многих подростков, они носили подражательный характер. Одна из таких имитаций текста Пушкина «Собрание насекомых» привела к тому, что подростка выгнали из училища: педагоги обиделись на его язвительные строчки. Первые зрелые стихотворения, появившие­ся в печати, тоже носили сатирический характер. А его «Элегия» (подражание Лермонтову) была весьма популярна среди революционной общественности:

Когда волнуется краснеющая Дума,

И потолок трещит при звуке ветерка,

И старцев звездный хор из лож глядит угрюмо

Под тенью фиговой зеленого листка,

Тогда смиряется души моей тревога,

И, затаив мечты о воле и земле,

И, истребив морщины на челе,

Сквозь потолок я вижу бога.

Сатира была излюбленным приемом в раннем поэтическом периоде творчества Грина. В конце XIX века появляются романтические стихотворения «Молодая смерть», «Бродяга», а также любовная лирика. В стихах «Молчание», «Единственному другу», «Придешь ты – и счастьем повеет» поэт создает романтические образы возлюб­ленной в лучших традициях русской классики.

В дни боли и скорби, когда тяжело

И горек бесцельный досуг,

Как солнечный зайчик, тепло и светло

Приходит единственный друг.

Как мало он хочет, как много дает

Сокровищем маленьких рук,

Как много приносит тепла и забот

Мой милый, единственный друг.

Революция и Первая мировая война изменили поэзию Грина. Для сборника «Война и герои» (12+) Александр написал стихотворение «Военный узор», описывающий солдатский быт, а революцию встретил своеобразными стихотворными репортажами.

В толпе стесненной и пугливой

Огнями красными знамен

Под звуки марша горделиво

Идет ударный батальон.

Спокойны, тихи и невзрачны

Ряды неутомимых лиц…

То смерти недалекой злачный

Посев неведомых гробниц…

Но вскоре Грин испытал уныние и разочарование от происходящего. И появились такие строчки о революционной столице новой страны.

«Про Петербург»

Убогий день, как пепел серый,

Над холодеющей Невой

Несет изведанною мерой

Напиток чаши роковой.

Чуть свет – газетная тревога

Волнует робкие умы:

Собратьям верную дорогу

Уже предсказываем мы.

Увлечение стихотворчеством закончилось в конце 20-х годов, но поэзия уверенно поселилась в прозе Грина. Не столько рифмованными бесхитростными строчками, скорее самим строем романтических противопоставлений, поэтикой образов. Интересно, что в 60-е годы с ростом интереса к писателю были сделаны попытки публикации его стихотворений. Однако критики были против, отказываясь признавать лирический талант прозаика, пока не вмешался известный поэт Леонид Мартынов: «Я считаю, что нужно издавать все, что вышло из-под пера Александра Грина, в том числе и все его стихи».

Искусство, творчество никогда не принесет зла. Оно не может казнить. Оно является идеальным выражением всякой свободы.
Александр Грин

Сейчас стихотворения Грина можно прочитать и в интернете, и в собрании его сочинений.

ЖИВОПИСЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГРИНА

Александр Грин, как он сам пишет в «Автобиографической повести» (16+), с детства недурно рисовал, особенно хорошо копировал. В годы учебы создал собственный журнал – не только написал, но и проиллюстрировал его. Всегда брал в свои поездки кисти и краски, писал акварелью. К сожалению, его рисунки не сохранились, однако первая жена писателя Вера Калицкая вспоминала, что Грин нарисовал обложку для своего первого сборника рассказов «Шапка-невидимка» (12+), вышедшего в 1908 году. Издатель Котельников не хотел тратиться на художника и предложил Грину оформить обложку самому.

Увлечение живописью отразилось во многих рассказах и повестях Грина. В них часто встречаются персонажи-художники, описывается сам процесс создания картин, присутствует немало экфрасисов – подробных описаний произведений изобразительного искусства, упоминаются разнообразные техники живописи и скульптуры. Они встречаются в рассказах «Черный алмаз», «Искатель приключений», «Фандаго» (все 12+) и др.

Тем самым автор подчеркивает столь важное для него магическое воздействие визуального образа на человека. Например, в культовой повести «Алые паруса» (12+) автор через картины раскрывает характер и предначертание жизни своего героя капитана Грэя. Юный Грэй закрашивает краской гвозди, приковавшие руки Христа к распятию. А полотно, изоб­ражающее морской пейзаж, зажигает воображение юноши любовью к морю.

Иногда увиденная картина срабатывает как триггер для писателя. Например, и сюжет, и название романа «Дорога никуда» (16+), по воспоминаниям Нины Грин, появилось благодаря одноименной работе Джона Гринвуда, которую писатель увидел на выставке английских гравюр. Будучи от природы визуалом, Александр Грин стал настоящим живописцем в своей прозе, которая в итоге оказалась кладезью для кинематографистов, если учесть множество экранизаций произведений писателя.

Гравюра Джона Гринвуда, которую писатель увидел на выставке. Фото: открытые источники
Гравюра Джона Гринвуда, которую писатель увидел на выставке. Фото: открытые источники

ИСКАТЕЛЬ ПРИКЛЮЧЕНИЙ (12+)

Фрагмент рассказа

Аммон, отступив, увидел внезапно блеснувший день – земля взошла к уровню чердака, и стена исчезла. В трех шагах от путешественника, спиной к нему, на тропинке, бегущей в холмы, стояла женщина с маленькими босыми ногами; простое черное платье, неуловимо лишенное траурности, подчеркивало белизну ее обнаженных шеи и рук. Все линии молодого тела угадывались под тонкой материей. Бронзовые волосы тяжелым узлом скрывали затылок. Сверхъестественная, тягостная живость изображения перешла здесь границы человеческого; живая женщина стояла перед Аммоном и чудесной пустотой дали; Аммон, чувствуя, что она сейчас обернется и через плечо взглянет на него, – растерянно улыбнулся.

Но здесь кончалось и вместе с тем усиливалось торжество гениальной кисти. Поза женщины, левая ее рука, отнесенная слегка назад, висок, линия щеки, мимолетное усилие шеи в сторону поворота и множество недоступных анализу немых черт держали зрителя в ожидании чуда. Художник закрепил мгновение; оно длилось, оставалось все тем же, как будто исчезло время, но вот-вот в каждую следующую секунду возобновит свой бег, и женщина взглянет через плечо на потрясенного зрителя.

Аммон смотрел на ужасную в готовности своей показать таинственное лицо голову с чувством непобедимого ожидания; сердце его стучало, как у ребенка, оставленного в темной комнате, и, с неприятным чувством бессилия перед неисполнимой, но явной угрозой, отпустил он шнурки. Упала занавесь, а все еще казалось ему, что, протянув руку, наткнется он, за полотном, на теплое, живое плечо.

– Нет меры гению и нет пределов ему! – сказал взволнованный Кут. – Так вот, Доггер, откуда ты уходишь доить коров? Хозяин моего открытия – великий инстинкт. Я буду кричать на весь мир, я болен от восторга и страха! Но что там?

Он бросился к той занавеси, что висела слева от входа. Рука его путалась в шнурах, он нетерпеливо рвал их, потянул вниз и поднял над головой свечу. Та же женщина, в той же прелестной живости, но еще более углубленной блеском лица, стояла перед ним, исполнив прекрасную свою угрозу. Она обернулась. Всю материнскую нежность, всю ласку женщины вложил художник в это лицо. Огонь чистой, горделивой молодости сверкал в нежных, но твердых глазах; диадемой казался над тонкими, ясными ее бровями бронзовый шелк волос; благородных юношеских очертаний рот дышал умом и любовью. Стоя вполоборота, но открыто повернув все лицо, сверкала она молодой силой жизни и волнующей, как сон в страстных слезах радости.

Тихо смотрел Аммон на эту картину. Казалось ему, что стоит произнести одно слово, нарушить тишину красок, и, опустив ресницы, женщина подойдет к нему, еще более прекрасная в движениях, чем в тягостной неподвижности чудесным образом созданного живого тела. Он видел пыль на ее ногах, готовых идти дальше, и отдельные за маленьким ухом волосы, похожие на лучистый наряд колосьев. Радость и тоска держали его в нежном плену.

– Доггер, вы деспот! – сказал Аммон. – Можно ли больнее, чем вы, ранить сердце? – Он топнул ногой. – Я брежу, – вскричал Аммон, – так немыслимо рисовать; никто, никто на свете не может, не смеет этого!

И еще выразительнее, полнее, глубже глянули на него настоящие глаза женщины.

Почти испуганный, с сильно бьющимся сердцем, задернул Аммон картину. Что-то удерживало его на месте; он не мог заставить себя пройтись взад-вперед, как делал обыкновенно в моменты волнения. Он боялся оглянуться, пошевелиться; тишина, в коей слышались лишь собственное его дыхание и потрескивание горящей свечи, была неприятна, как запах угара. Наконец, превозмогая оцепенение, Аммон подошел к третьему полотну, обнажил картину… и волосы зашевелились на его голове.

Что сделал Доггер, чтобы произвести эффект кошмарный, способный воскресить суеверия? В том же повороте стояла перед Аммоном обернувшаяся на ходу женщина, но лицо ее непостижимо преобразилось, а между тем до последней черты было тем, на которое только что смотрел Кут. Страшно, с непостижимой яркостью встретились с его глазами хихикающие глаза изображения. Ближе, чем ранее, глядели они мрачно и глухо; иначе блеснули зрачки; рот, с выражением зловещим и подлым, готов был просиять омерзительной улыбкой безумия, а красота чудного лица стала отвратительной; свирепым, жадным огнем дышало оно, готовое душить, сосать кровь; вожделение гада и страсти демона озаряли его гнусный овал, полный взволнованного сладострастия, мрака и бешенства; и беспредельная тоска охватила Аммона, когда, всмотревшись, нашел он в этом лице готовность заговорить. Полураскрытые уста, где противно блестели зубы, казались шепчущими; прежняя мягкая женственность фигуры еще более подчеркивала ужасную жизнь головы, только что не кивавшей из рамы. Глубоко вздохнув, Аммон отпустил шнурок; занавесь, шелестя, ринулась вниз, и показалось ему, что под падающие складки вынырнуло и спряталось, подмигнув, дьявольское лицо.

Александр Грин, 1923 год

Живое наследие Грина

БЛИСТАЮЩИЙ МИР

По мотивам одноименного романа Грина в 1984 году на студии «Мосфильм» был снят фильм «Блистающий мир» (12+). Режиссер Булат Мансуров использовал в своей экранизации сюжеты рассказов «Пропавшее солнце», «Канат» и «Корабли в Лиссе» (все 12+). Лента стала одним из лидеров проката, в год выпуска ее посмотрело более шести миллионов зрителей.

Герой этой фантастической истории по имени Друд наделен способностью летать. Правитель города и его дочь Руна пытаются использовать способности юноши для покорения мира. Друд преодолевает их коварство, встречает любимую девушку Тави и вместе с ней улетает из мира корысти.

Афиша фильма «Блистающий мир», 1984 год
Афиша фильма «Блистающий мир», 1984 год

Таким образом режиссер изменил трагическую концовку романа Грина. В поисках «летящей» пластики режиссер пригласил на главные роли артистов балета Тийта Хярма (Друд) и Илзе Лиепу (Руна). В роли главного злодея Дауговета, миллиардера и тайного правителя города, а также в роли его брата-близнеца, начальника полиции снялся известный советский актер Павел Кадочников. В других ролях популярные артисты кино: Лев Прыгунов, Игорь Старыгин и Юрий Катин-Ярцев. Фильм исполнен эстетикой декаданса, ассоциациями с картинами художников, в частности, Марка Шагала. Фильм получил специальный приз Международного кинофестиваля научно-фантастических фильмов «Фантаспорту» в Португалии.