Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
09.12.2025
16+
Культура

Дорогами мечты: Крым стал для Александра Грина местом вдохновения, творчества и последнего приюта

Дорогами мечты: Крым стал для Александра Грина местом вдохновения, творчества и последнего приюта
Александр Грин. Фото из книги «Воспоминания об Александре Грине», редактор Н. А. Чечулина. Художник Б. А. Комаров, Лениздат, Ленинград 1972 г.
  1. Культура
23 августа 2025 года исполнилось 145 лет со дня рождения писателя Александра Грина. Мы продолжаем проект «Дорогами мечты», посвященный этому представителю Серебряного века.

ГРИН И КРЫМ

Крымский полуостров на восемь лет стал для Александра Грина местом отдохновения и вдохновения: здесь он написал свои лучшие произведения, обрел собственный дом и завершил земной путь.

КРЫМСКИЙ ИЗГНАННИК

Идея переселиться в Крым пришла в голову жене Грина Нине. Она решила увезти Александра Степановича из Ленинграда, где соблазны богемной жизни подстерегали его на каж­дом шагу. Грин не возражал.

Первый раз в Крыму он побывал еще 16-летним юношей в начале 1900-х как революционер, член боевой организации эсеров. Он сидел в тюрьмах Севастополя и Феодосии. В следующий раз он отправился в Крым практически в свадебное путешествие, получив гонорар за повесть «Блистающий мир» (12+), пригласил супругу в Ялту и Феодосию.

В 1924 году семья насовсем переехала в Феодосию и прожила там «четыре хороших, ласковых года». В тиши, покое, теп­лом климате и рядом с морем Грин буквально расцвел: один за другим выходят его романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога никуда» (все 12+), он написал здесь более сорока новелл.

Но вскоре источник постоянных доходов иссяк – под давлением идеологических установок издательства перестали печатать Грина. Он упорно судился с ними за нарушение контрактов, иногда даже выигрывал. Некоторую помощь ему продолжали оказывать друзья и коллеги по литературному цеху. В частности, редактор столичного журнала «Звезда» поэт Николай Тихонов попросил Александра Грина написать цикл автобиографических очерков. И хоть у Александра Степановича душа не лежала к такому виду творчества, из-за своего бедственного материального положения он согласился.

Человеческие отношения очень просты и тот, кто понял эту их ясность и простоту, никогда не будет насильником.
Александр Грин, 1913 г.

Вскоре на страницах журнала вышло хронологическое повествование о его жизни: «Бегство в Америку», «Охотник и матрос», «Баку», «Одесса». Позднее очерки были объединены в книгу «Автобиографическая повесть» (16+), которую опубликовало в 1932 году ленинградское издательство «Писатели», и это было последнее прижизненное издание автора.

Гринам оказалась не по карману жизнь в курортной Феодосии, и осенью 1930 года семья переехала в поселок Старый Крым. Сначала снимали квартиры, но в июне 1932 года Нина купила маленький домик в обмен на свои золотые часы – подарок мужа, сделанный в лучшие времена. Позже вдова Грина вспоминала: «А часики дали мне возможность сделать последний подарок Александру Степановичу – дать ему умереть в своем доме, о чем он так долго и бесплодно мечтал и чем так недолго наслаждался».

Дело в том, что писатель уже был тяжело болен. Он слег и мог только из раскрытого окна любоваться видом окрестных гор. Еще он подружился с ястребенком, о котором написал рассказ. Этот птенец, даже когда его отпускали, все равно возвращался к хозяину. Кровать с больным иногда выносили под любимое ореховое дерево. «Вот здесь-то я и допишу свою "Недотрогу"», – мечтал Александр Степанович.

Этот роман ему закончить не удалось. Он скончался 8 июля 1932 года. Перед смертью писатель исповедовался. Когда священник спросил умирающего, примирился ли он с врагами, тот ответил: «Батюшка, вы имеете в виду большевиков? Я к ним равнодушен».

НАПИСАНО В КРЫМУ

Первым произведением, созданным в Фео­досии, стала новелла «Посидели на берегу» (12+). Грин наконец нашел свою форму – роман. В 1928 году он закончил «Бегущую по волнам» (12+). Современные критики отнесли бы книгу к жанру фэнтези. Поэтому совсем неудивительно признание от известного писателя-фантаста Кира Булычева: «Мне попалась книжка в голубой обложке, с парусником на ней. Называлась она «Бегущая по волнам». Я был потрясен этой книгой. Я и до сих пор потрясен этой книгой. Я ее читаю раз в год».

В 2013 году роман о Фрэзи Грант – морском призраке, спасительнице моряков и пострадавших от крушений, был включен в список 100 книг, рекомендованных школьникам для самостоятельного чтения. События культового романа происходят в вымышленных городах Лиссе и Гель-Гью. В центре сюжета молодой человек Томас Гарвей. Однажды Гарвей услышал произнесенную фразу: «бегущая по волнам». Вскоре узнал и городскую легенду о защитнице и спасительнице морских путешественников Фрези Грант.

В романе есть еще два женских образа. В одном из них, Биче Сениэль, угадываются черты первой жены Грина Веры: «Основная черта ее – непонимание требований моей души художника и человека и моего права иметь свои взгляды – является поэтическим и облагороженным свойством Веры Павловны», – признался позже Грин.

А во второй, очаровательной, наивной и незлобливой Дэзи – проглядывает его Нина, Нина Грин, скрасившая последние годы жизни писателя.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЯСТРЕБА (12+)

Фрагмент рассказа

Сейчас, когда я пишу это краткое повествование о детстве, возмужалости, путешествиях и несчастьях ястреба, названного мною Гуль-гуль (хоть привык кликать его сокращенным «Гуль»), этот самый Гуль сидит на моем правом плече и наблюдает движение руки по бумаге.

В конце июня 1929 года шел мимо галереи Айвазовского мальчик с большой корзиной. Из корзины несся отчаянный вопль: «Ке-ке-ке-ке!» – и что-то хлопало. Это был двухнедельный Гуль, выпавший из гнезда и живший теперь у подобравшего его мальчика.

Заинтересованный писком, я увидел нескладное пушистое существо, очень похожее на цыпленка, только с клювом такой формы, от которой цыпленку несдобровать. Ястребок был большеголов, дик и драчлив. Между прочим, Гуль всегда выказывал безумное мужество, не считаясь никогда с силами противника – человека, собаки, котенка.

Если враг, по его мнению, требовал острастки, Гуль яростно кидался на него, издавая свой боевой крик: «Ке-ке-ке-ке!» – и грозно махал крыльями. В мире животных меня более всего привлекают птицы. Как мысль человека, они свободны, потому что летают, где и когда хотят. У нас, людей, нет этого дара. Я могу часами наблюдать полет птиц, и, скажу откровенно, с завистью.

Так вот, я купил Гуля у мальчика за рубль, а донес свою покупку домой с трудом, потому что Гуль бился, царапался и кусался отчаянно. Я устроил ему жилище в ящике из-под фруктов, затянув открытую сторону ящика проволочной сеткой, а внутрь я поместил камень – будто скала! Еще поставил я жестянку с водой, набросал хлеба и натыкал разных веток, чтобы было зелено Гулю, каменисто, весело. Одним словом, я увлекся птицей. Даже в мыслях у меня не было, что ястреб сделается ручным. Я хотел вырастить его и отпустить.

Домашние прозвали меня «мамкой». Действительно, Гуль, завидя меня, тотчас подбегал к решетке, ожидая лакомого кусочка. Он вначале ел все: хлеб, яблоки, сыр, арбуз, – но раз отведав сырого мяса, ел вегетарианскую пищу только в случае крайней необходимости, когда был голоден...

К настоящему времени вкусы ястреба определились в таком виде: сырое мясо, сырое мясо превыше всего! Но, странно сказать, он полюбил также макароны. С макарониной в лапе, сидя на жердочке, Гуль напоминает старичка – ученого средних веков, вооруженного свитком своего реферата. Через восемь дней после того, как я купил ястреба, он начал привыкать к обстановке, дичился меньше, подрос; молодые перья хвоста и крыльев ощутительно выровнялись. Все еще хотелось ему кусаться: поднося мясо к решетке, я нередко получал удар в палец. Гуль вырывал мясо из рук и пожирал его с причмокиванием: «Цвик-цвик!»

Мы с женой уехали в Старый Крым, откуда я вернулся через две недели. В ящике на камне сидел блиставший красотой первого полного оперения молодой ястреб. Он не сразу узнал меня, всматривался долго, с сомнением, наконец признал, выразил это так: когда я открыл проволочную загородку, Гуль смело сел мне на рукав.

И тотчас укусил, как только я захотел погладить его.

Выпущенный мною из ящика, он, беззастенчиво шляясь по всем комнатам, не давался в руки и оставлял знаки своего пребывания на мебели.

Я начал ловить Гуля: он отлетел, побежал по полу, долго пятился задом и лишь после долгих упрашиваний сел на рукав.

Так как Нина Николаевна разрешила мне выпустить ястреба без нее, то вечером того же дня я не без волнения посадил Гуля на руку, досыта покормил его и вынес во двор.

– Гуль, – сказал я, – это свобода, понимаешь? Свобода! Это твоя жизнь!

Каюсь, я поцеловал его в спинку, но так быстро, что он не успел куснуть. Волнение, боязнь неведомого и голос инстинкта светились в умных серых глазах птицы. Он весь дрожал, взглядывал на деревья, небо, крышу, но не слетал с руки. Я тронул его за хвост. Гуль перелетел на ветку уксусного дерева и вдруг детским движением бросился мне на грудь.

Прослезившись, я унес Гуля в комнаты, где некоторое время ходил с ним, сидящим на рукаве, не зная, что делать. Окна были раскрыты. Я поднес Гуля к окну и отпустил его. Гуль тотчас слетел на подоконник, с подоконника на мостовую, оглянулся, повернулся и решительно влетел в комнату, сев мне на голову.

При таких обстоятельствах лишь жестокое сердце решилось бы насильно гнать птицу. Обласканный безмерно мясом и словами Гуль переночевал в ящике, а утром я посадил его в клетку, оставшуюся у меня от выпущенных на полю чижей, и повез на автомобиле в Старый Крым. Клетка была обвязана платком. Трясло, но Гуль сидел смирно, прижавшись к прутьям. Взглядывая сверху сквозь складки платка, я встречал изумленный взгляд птицы. Ни одного крика. Несколько ошеломленный ездой, Гуль прибыл к нетерпеливо ожидавшей его Нине Николаевне (по телефону я сказал, что Гуль едет). Тотчас мы выпустили его, и на этот раз дело пошло удачнее: едва я открыл дверцу, как ястреб выскочил на порог клетки, помедлил одно мгновение и плавно перелетел на горизонтальный сук орехового дерева. Он переживал очарование, понятное даже нам, людям: сад, горный воздух, горы вдали, небо и уверенность в крыльях. Осмотревшись, Гуль взмахнул крыльями и описал над садом три круга.

Некоторое время ястреба не было видно за вершинами тополей. Когда он вновь показался, осмотр, надо думать, был кончен, так как Гуль резко пошел вверх; он уменьшался, исчезал, стал, наконец, едва заметной точкой вверху. Закинув голову, с завистью смотрел я, как он летит там, где плавали и другие точки. Вдруг точка – Гуль – начала падать почти отвесной линией, закатилась куда-то между городом и горой Аргамыш и исчезла. Начал Гуль сразу охотиться или не стерпел разреженного воздуха по непривычке к высоте, я не знаю, он мне никогда о том не сказал.

– Вот и улетел наш Гуль, – оказала Нина Николаевна, растроганная зрелищем. – Ну, вот... Ну и пусть он живет свободно.

Александр Грин, 1930 г.

Живое наследие Грина

С РАЗНИЦЕЙ В 40 ЛЕТ

Первая экранизация романа «Бегущая по волнам», появилась в 1967 году. Этот черно-белый советско-болгарский фильм снял режиссер Павел Любимов, известный по фильмам «Женщины» (16+) и «Школьный вальс» (12+). Автором сценария был знаменитый бард и драматург Александр Галич, вскоре покинувший СССР, из-за чего фильм был положен на полку. Превосходный актерский ансамбль – Маргарита Терехова, Ролан Быков, Наталия Богунова, Олег Жаков – создал невероятно живые экспрессивные образы загадочных героев романа Грина. Через 40 лет, в 2007 году, появилась еще одна экранизация «Бегущей по волнам» режиссера Валерия Пендраковского, это совместное производство России и Украины. Сюжет фильма собрал несколько мотивов книг Александра Грина. Роли исполнили Алексей Петренко, Михаил Горевой, Игорь Яцко. Критика нашла, что главное достоинство фильма – песни. Их исполнили в том числе певица Максим, Сергей Мазаев, Ани Лорак, Маршал и группы «Кипелов», «Кукрыниксы» и «Непара».

Обложка DVD «Бегущая по волнам», 2007 г.
Обложка DVD «Бегущая по волнам», 2007 г.

Кадр из к/ф «Бегущая по волнам», 1967 г., реж. Павел Любимов
Кадр из к/ф «Бегущая по волнам», 1967 г., реж. Павел Любимов